Мой сайт
Суббота, 18.05.2024, 07:14
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » 2013 » Март » 12 » Задачи: Исследовать загрязнения территории быто�
    16:21
     

    Задачи: Исследовать загрязнения территории быто�




    Цель: обобщить, проанализировать и расширить знания по экологической безопасности; выработать навык анализировать проблему, выявлять ее первопричины и находить пути ее решения, расширить свой кругозор.


    Задачи:

    1. Исследовать загрязнения территории бытовым мусором и выработать оптимальные пути его утилизации.

    2. Изучить степень запыленности воздуха в различных местах класса и близлежащей территории.

    3. Оценить количество выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.

    4. Выяснить экологическую обстановку в Матвеевском районе, в Оренбургской области.


    Актуальность.

    Экологические знания открывают жизненно важные стороны действительности, содействуют изменению нашей культуры, нашего образа жизни.

    Владея экологическим знанием, мы заново открываем окружающий мир, начинаем понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе.

    Как в своё время открытие Коперника изменило представление людей о порядке мироздания, так и знание экологических

    закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе.

    Мы начинаем понимать, что этот порядок не случаен, он необходим для существования и развития человека, для продолжения человеческого рода.

    Мы обязаны считаться с ним в своей деятельности, не привносить в него нарушений. И по готовности к таким изменениям можно судить о наших подлинно человеческих качествах.


    План


    1. Утилизация мусора. Практическая работа №1.

    2. Оценка запыленности воздуха. Практическая работа №2.

    3. Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта. Практическая работа №3.

    4. Изучение экологической ситуации в нашем регионе и по всей стране.



    Скажи мне – и я забуду.

    Покажи мне – и я запомню.

    ^ Дай сделать мне – и я пойму.

    (китайская народная мудрость)


    О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь все в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому экологическую культуру нужно воспитывать с самого раннего детства.

    Душа человека.… У одних она с горошину, а у других – всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом – жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и ее разрушитель. Защищать природу надо не от мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой.


    Утилизация мусора


    Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический горожанин выбрасывает за год более 360кг твёрдых бытовых отходов. Если этот мусор распределить ровным слоем по городу, толщина его будет примерно 10см. Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, мусор надо куда-то девать. Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Пока что человечество придумало три принципиально разных пути: вторичное использование отходов, организация свалок и сжигание мусора. Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.

    • Чтобы мусор использовать вторично, его необходимо рассортировать. Бумага, металлический лом, стекло – всё должно находиться отдельно. Первая проблема заключается в том, что сортировать мусор, поступивший на свалку, практически невозможно. Его надо сортировать там, где сбрасывают. Значит, каждый человек должен завести отдельные ёмкости для пищевых отходов, бумаги, пластмассы и т.д. А как быть, например, с электрическими лампочками? В каждой лампочке содержаться несколько десятков миллиграммов молибдена, вольфрама, редких и ценных металлов. Вторичная переработка этих металлов требует высоких температур, т.е. необходимо реактор большого объема. В каждом городе электроламповый завод не построишь. В России-то их всего несколько. Вот и получается, что вторичная переработка лампочек при всей её кажущейся привлекательности, занятие накладное.

    Вторая проблема – доставка мусора к месту переработки. Если мусора и потребителей переработки его продуктов много, то и заводов, способных перерабатывать такого типа, должно быть много.

    Третья проблема заключается в том, что мусор – сырьё принципиально нестандартизируемое, т.е. каждая новая партия мусора, поступившего на переработку, будет заметно отличаться от предыдущей по целому ряду параметров. Мусор не возможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.

    Таким образом, столь привлекательная, на первый взгляд, идея вторичного использования бытового мусора до сих пор почти не находит воплощения. Исключение составляют пищевые отходы на садовых участках, которые компостируют (сваливают на 2-3 года


    в кучу и дают перегнить), получая полезное удобрение. Мусор же приходиться либо вывозить на свалки, либо сжигать.



    • Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый, но недальновидный способ его утилизации. Недальновидный в первую очередь потому, что мусор остаётся мусором. Свалки (особенно вокруг крупных городов) занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся там, проникают в подземные воды, которые часто используют в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям, нанося тем самым ущерб окружающей среде. Кроме того, в результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы, которые также не освежают атмосферу вокруг. Некоторые продукты гниения способны самовоспламеняться, поэтому на свалках регулярно возникают пожары, и в атмосферу выбрасываются сажа, фенол и прочие ядовитые вещества. Как правило, захороненный мусор (если его объёмы невелики) разлагается гораздо быстрее, чем валяющийся на поверхности, и не портит пейзаж.

    • Сжигание мусора должно было бы, по идее, высвободить огромные площади, занимаемые свалками, газообразные продукты (углекислый газ, водяной пар, азот) развеялись бы в воздухе и включились в естественный круговорот. Однако, во-первых, далеко не весь мусор горит, а многие горючие отходы при сгорании дают золу, масса которой может составлять несколько процентов от массы исходного мусора. Поэтому все шлаки, которые остаются после сгорания, всё равно приходиться вывозить на свалки. Во-вторых, мусор содержит много влаги и трудносгораемых материалов, поэтому горит плохо. Неполное сгорание приводит к выбросу огромного количества сажи и вредных органических соединений, таких как фенол и его производные. Чтобы подобные вещества не выделялись, температура сгорания мусора должна превышать 1200С, но при простом горении температура редко превышает 800С.



    ^ Практическая работа №1

    Исследование загрязнения территории в нашем селе бытовым мусором.


    Выполнение работы:



    1. Сосчитали и собрали мусор на территории исследования в радиусе 500м.

    2. Измерили массу бытового мусора.

    Средняя масса равна 7,8кг, в неделю

    1. Утилизировали мусор, согласно таблице «Характеристики основных типов бытового мусора».



    Найденные вещи

    Количество

    находок

    1. Одежда, обувь.

    2. Ламинированные картонки из-под сока и пр.

    3. Рыболовная леска, сети, пластмассовые бутылки

    4. Части машин, велосипеды

    5. Автомобильные шины

    6. Стеклянные банки многократного использования

    7. Стеклянные бутылки многократного использования

    8. Алюминиевые банки и т.п.


    9.Другие объекты

    • Тряпки;

    • Бумага, картонные коробки, упаковочные материалы;

    • Металлические банки, канистры, трубы;

    • Гудрон, нефтепродукты, ядохимикаты, краски;

    • Стройматериалы, бетон, кафель;

    • Куски пластмассы, пенопласта, резины;

    • Битое стекло, бутылки и банки;

    • Прочее.

    2

    10

    21

    7

    3

    1

    9


    7


    9кг



    Вывод


    Мы исследовали территорию, пришли к заключению и обращаемся ко всем жителям села. Мусор нужно обязательно утилизировать. Например, бумагу можно сжигать (практически у каждого из нас имеются бани, печки); солому, навоз и пищевые продукты, из которых через 2-3 года получается полезное удобрение, нужно выбрасывать на свалку отдельно от металлического лома, стекла и пластмассы. Наша группа расчистила родник в лесу от мусора, а также мы объявили акцию «Чистое село» и нас поддержала вся наша школа. Были выпущены листовки с призывом к жителям, чтобы они поддерживали село в чистоте. Хочется предложить нашей администрации, чтобы кто-нибудь из них отвечал за порядок и красоту села. И наше личное желание, чтобы в школе появился отряд «Юных экологов», потому что без экологических знаний немыслимо устойчивое развитие всей страны.


    Оценка запылённости воздуха.


    Запылённость воздуха – важнейший экологический фактор. Пылью считают любые твёрдые частицы, взвешенные в воздухе. Безвредной пыли не существует. Их экологическая опасность для человека определяется составов, размером частиц и концентрацией в воздухе. Пыли можно подразделить на две большие группы:

    • мелкодисперсная пыль, состоящая из лёгких и подвижных частиц размером до нескольких десятков и сотен микрон (1 мкм = 10 -3 мм). Такая пыль может находиться в воздухе длительное время – витать. Она попадает с воздухом в лёгкие при дыхании, может накапливаться в организме;

    • крупнодисперсная пыль, состоящая из тяжёлых и малоподвижных частиц. Такая пыль быстро выпадает из воздуха при отсутствии ветра, образуя пылевые отложения (например, на мебели). Отложения пыли являются источниками вторичного загрязнения воздуха.

    В 1см3 воздуха в закрытом помещении может содержаться до 106 пылинок различного размера, природы и степени опасности. Пыль может содержать как органические вещества (частицы биогенного – растительного, животного и антропогенного происхождения), так и неорганические вещества (частицы почвы, строительных материалов, синтетических моющих средств, различных химических веществ и др.)


    На пылевых частицах могут поселяться вредные микроорганизмы, адсорбироваться (например, тяжёлых металлов, органических соединений). Наиболее токсичны пыли, содержащие сложные белковые молекулы и простейшие организмы (живые и отмершие), например, пыль белково-витаминного концентрата, пыли хитинового покрова отмерших бытовых насекомых – мух, тараканов, муравьёв и т.п. Такие пыли называют аллергические заболевания, как при вдыхании, так и попадании на кожу (при контакте). Некоторые виды пыли могут создавать взрывоопасные смеси с воздухом (древесная, хлопковая, мучная и т.п.). Очень важно уметь оценивать качество воздуха по содержанию в нём пыли, зная её разнообразие и представляя её экологическую опасность.


    Практическая работа №2

    Изучение степени запылённости воздуха в классе и на территории села.


    Оборудование: Прозрачная клейкая плёнка, стеклянная посуда и фильтровальная бумага.


    Выполнение работы.

    1. Приложили к поверхностям стены, подоконников, плинтуса нашего класса клеящуюся прозрачную плёнку до начала уроков и после.

    2. Приклеили плёнку на лист белой бумаги.

    3. Сравнили отпечатки

    4. Стеклянную посуду набрали пробу снега на территории школы, около дороги и в лесу

    5. Когда снег растаял, по чистоте воды определили степень запылённости в разных местах.

    6. Пропустили воду через фильтровальную бумагу и сравнили результаты.



    Вывод.


    Мы сравнили отпечатки пыли, оставленные на белой бумаге и пришли к выводу, что степень запылённости в классе на много больше после, чем до уроков. Это, конечно же, влияет на наше здоровье. Чтобы мы меньше болели, нужно часто проветривать помещение и на переменах, по возможности, выходить из классов в коридор. По степени запылённости на разных территориях нашего села, можно сказать следующее, что пыль оседает больше всего в близи дорог, а самое чистый воздух – в лесу.


    Справка: Если принять за единицу загрязнённость воздуха над океаном (самый чистый на земле), то над сёлами она выше в 10 раз, над посёлками – в 35 раз, над большими городами и промышленными объектами – в 150 раз. Толщина воздушного слоя над городами, загрязнённого промышленными предприятиями – до 2км.


    ^ Определение антропогенных загрязнений окружающей среды.


    Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота NOx (смесь NO и NO2), угарным газом. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по СО и более 50% по NOx от общего загрязнения атмосферы этими газами. Исходными данными для расчета количества выбросов являются: количество единиц автотранспорта разного типа, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени, и нормы расхода топлива (таблица 2 ).


    Тип автотранспорта

    Расход топливаY (л на км)

    Легковой автомобиль


    Грузовой автомобиль


    Автобус


    Дизельный грузовик

    0,13


    0,33


    0,44


    0,34


    Эмпирические коэффициенты К, определяющие выброс вредных веществ в зависимости от вида горючего, приведены в таблице 3.


    Вид топлива

    Коэффициент К


    Бензин


    Дизельное топливо

    Угарный

    Углеводороды

    NO2

    0,6


    0,1

    0,1


    0,003

    0,04


    0,04



    Коэффициент численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента, в литрах, при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, равного удельному расходу Y.


    ^ Практическая работа №3

    Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.


    Оборудование: пишущие принадлежности, микрокалькулятор.


    Выполнение работы


    1. Выбрали участок автотрассы Казань – Оренбург.

    2. Измерили шагами длину участка 0,5 км, предварительно определив среднюю длину своего шага.

    3. Определили количество единиц автотранспорта n, прошедшего по участку в течении 20 минут.

    4. Рассчитали количество единиц автотранспорта N за один час, предполагая движение одинаково интенсивным

    N= 3 n

    1. Рассчитали общий путь L (км.), пройденный автомобилями каждого типа за 1 час:

    L= N l

    И заполнили таблицу №4


    Тип автотранспорта

    Количество

    штук

    за 20 минут

    n

    Количество

    штук за

    1 час

    N

    Общий путь

    За 1 час


    L(км)

    Легковые автомобили


    Грузовые автомобили


    Автобусы


    Дизельные грузовики

    30


    8


    3


    2


    43

    90


    24

    9

    6


    129

    45


    12


    4.5


    3






    1. Рассчитали количества топлива разного вида, сжигаемого при этом двигателе автомашин:

    ^ Q=L Y


    Заполнили таблицу №5


    Тип автотранспорта



    N

    Количество сожженного топлива

    Q(л)

    Легковые автомобили


    Грузовые автомобили


    Автобусы


    Дизельные грузовики

    90


    24


    9


    6

    5,85


    3,96


    1,98


    1,02

    Всего

    129

    12,81 л




    1. Рассчитали количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях и заполнили таблицу №6.




    Тип автомобилей


    Q(л)

    Количество вредных веществ за один час

    СО

    Угарный(л)

    Углеводороды

    (л)

    NO2

    (л)

    Легковые автомобили


    Грузовые автомобили


    Автобусы


    Дизельные грузовики

    5,85


    3,96


    1,98


    1.02

    3,51


    0,396


    1,188


    0,102

    0,585


    0,1188


    0,198


    0.0306

    0,234


    0,1584


    0,0792


    0,0408

    Всего

    12,81

    5,196

    0,9324

    0,5124



    Вывод


    На основании сделанных расчетов мы вывели, что на автотрассе длиной 500м за 1 час выделяется общее количество вредных веществ почти 13л, из них – 5л составляет угарный газ, 1л – углеводороды и 0,5л – оксид азота. А если посчитать все автотрассы на планете и ни за 1 час, а за год, то наши показатели будут намного больше.

    Загрязнение чуждо живой природе, оно нарушает естественные процессы в биосфере; определенные сочетания загрязнителей обусловливают наследственные изменения у человека, а также у животных и растений. Загрязнение среды приводит к физическим последствиям – возможности изменения теплового режима Земли.

    Здесь мы только можем надеется на наших ученых, инженеров, конструкторов, чтобы при создании каких-либо производств и новых машин, учитывалось бы негативное влияние их на окружающую среду.


    ^ Экологическая обстановка в Матвеевском районе и по Оренбургской области


    К сожалению, главный эколог нашего района – Бадрутдинов Ахат Ахматулович в настоящее время находится в отпуске, Поэтому пообщаться с ним не удалось. Но мы позвонили главному специалисту Росптребнадзора Прояевой Нине Николаевне и выяснили экологическую ситуацию в районе. Она нам рассказала о загрязнении атмосферы в нашем районе, несмотря на то , что промышленных предприятий у нас нет, выхлопные газы автомобилей, которых становится все больше , содержат немалое количество загрязняющих веществ, ядовитых газов, тяжелых металлов и др.Также она отметила, что в районе есть недобропорядочные граждане, которые организовывают свалку прямо около своих домов, не думая о своем здоровье и окружающих их людей, выбрасывают мусор в реку, в водоемы, где со временем вода начинает цвести и превращается в обычное болото.

    На геоэкологическую обстановку в области оказывают влияние такие факторы, как повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах и грунтовых водах, а также высокая техногенная нагрузка. Самые загрязненные города – Новотроицк, Гай, Кувандык, Медногорск. 85% территории области относится к категории с весьма неблагоприятной геоэкологическими условиями. К экологически благоприятной территории в Оренбургской области отнесена только ее юго-восточная окраина (2% территории). Самые чистые реки бассейна реки Урал – Сакмара и Салмыш, самая загрязненная – Блява.

    Т.о., территория Оренбургской области характеризуется как зона со сложной экологической обстановкой. Большую роль в формировании современной экологической ситуации играет все возрастающей антропогенный фактор. Высокое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, а также деградация флоры и фауны на востоке области обусловлены влиянием предприятий горнодобывающей, черной и цветной металлургии, в центральной зоне – нефтегазовохимической промышленностью, машиностроением, в северной и западной зонах – нефтяной, деревообрабатывающей, лесной, пищевой и легкой промышленностью, машиностроением. Сильное захламление области бытовыми и сельскохозяйственными отходами наблюдается по всей территории. По объемам выбросов вредных веществ область находится среди регионов России с наибольшими объемами выбросов (более 500 тыс. тонн).


    Заключение


    То, что мы сделали – это всего лишь малая частица в деле экологии. Каждому из нас необходимы экологические знания. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решения, как ему вести себя в окружающем мире.

    И хочется выразить слова благодарности нашим родителям за то, что они помогли нам в этой интересной и поучительной работе.


    Используемая литература



      1. «Экология» - Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов, М – 1996, Школа – пресс.

      2. «Экология. Задания и тесты» - И.Т. Суравегина, Н.М. Мамедов, М.-1996, Школа – пресс.

      3. Физика – изд. «1сентября» -2007 №12

      4. «Новая жизнь» - районная газета.

      5. Интернет.






    МОУ «Староашировская средняя общеобразовательная школа»











    Выполнили: ученики 10 класса

    Гумирова Ирина

    Шагиев Юлиан

    Шамкаев Виталий

    Руководитель: Гумирова А.В.


    -2008-
    Просмотров: 559 | Добавил: zlikied | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz Copyright MyCorp © 2024